Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Аналитические материалы

Версия для печати

От чрезмерного контроля вымирает доверие

ryslan_kiss Импорт это не только быстрое слово, но и быстрое дело. И пока импортер готовит поставку, изучает условия и правила, государственные органы, которые контролируют и регулируют импорт, готовят изменения, поправки и новые правила, или дополнения к существующим правилам. И когда товар прибывает на таможенную территорию, то он прибывает в новые условия и правила. И, что особенно радует, так это инновационные методы работы по изменению правил и условий, не только у таможни, а и у других смежных государственных контрольных организаций.

Рейтинги России, инвестиционный климат, поддержка отечественного производителя - это все слова, а слова, как известно, для слабаков, а сильный отличается не словами, а делом. И если по таможенному администрированию диагноз как-то поставлен (плохой или хороший - покажет время), да и с лечением тоже пока не все однозначно правильно или не правильно лечится таможенное администрирование - тоже покажет время, причем очень скоро, в ближайшие годы. Хотя уже сегодня показатели внешней торговли упорно демонстрируют этот результат, пусть не такой желаемый и обещаемый, но фактический.  Так, например ЕЭК подвел итоги 2012 года по товарообороту:

 ТОварооборот_2012_ТС

Как-то и комментировать эти цифры нет смысла, тенденция и динамика очевидны, а вот какие причины стоят за этими тенденциями и динамиками предмет, наверное, для отдельного исследования. Маловероятно, что причины кроются в улучшении инвестиционного и предпринимательского климата.

Возврат к "охранной грамоте".

Что особо не оставляет надежды на дальнейшее "улучшение" ситуации с администрированием импорта со стороны ГКО, так это пытливый чиновничий ум, который вечно находится в поиске, в поиске новых технологий, в создании новых барьеров и проблем для импортеров, да собственно и экспортеров тоже, причем не без личной, чиновничьей выгоды. Видимо, лавры ФТС, как самого основного административного и успешного строителя административных барьеров на пути международных товаро-транспортных потоков не давал последние годы покоя и чиновников из других ГКО. Вот настал звездный час и на конкурентную тропу административного давления на бизнес и построения административных барьеров вышел Россельхознадзор, а конкретно федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Очень активно, прямо со старта включился в коррупционно административно-барьерную борьбу, и надо заметить вполне успешно, так успешно, что даже таможня удивилась. В феврале 2013 года, по морским пунктам пропуска Северо-Западного региона, прошла, как бы это правильно назвать - "малява", потому как формализация указаний, распоряжений и решений государственного органа имеет установленный государством порядок им форму, а в данном случае официального документа, распоряжения, приказа или другого документа не было. Суть этого секретного документа, состояла в том, чтобы товары, экспортируемые из стран Марокко, Пакистан, Египет, тремя указанными компаниями-экспортерами из каждой страны, (а после проверки оказалось, что это первая тройка экспортеров, то есть экспортирующих в Россию большую часть объема), выпускать только после получения результатов отбора проб. А это ни много и ни мало 7 - 10 дней. И именно эти 7-10 дней рефконтейнер с товаром стоит в порту и ждет результатов, всего-то по ставке 200 - 250 долларов в сутки (в зависимости от линии).

Российский импортер напрягся и, чтобы прояснить ситуацию, обратился в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в Россельхознадзор. А вдруг, в этих странах обнаружена какая-нибудь растительная чума или редкий мутант жука или еще, что-то. Ответы пришли №1 и №2, довольно быстро и даже на двух листах, написанных как под копирку, суть которых, в прямом смысле, состоит в том, «в связи с неоднократными обнаружениями в подкарантиной продукции, поставляемой в РФ, карантинных вредных организмов, такая мера была принята в отношении подкарантинной продукции из Марокко, Египта, Турции и большинства стран-членов ЕС».

А после введения Россельхознадзором с 19 февраля 2013 года временных ограничений на ввоз риса, рисовой крупы и арахиса из Индии в Россию, а также происхождением Индия из третьих стран, в сопровождении фитосанитарных сертификатов, выданных национальными организациями картину по карантину и защите растений других стран, аналогичная мера была применена в отношении подкарантиной продукции, поступающий из приграничных с Индией государств (Пакистан, Непал, Шра-Ланка и т.п.).

Вот такой шикарный ответ Россельхознадзора. Читая такие ответы, начинает просыпаться любовь к таможне и что не перестает удивлять, так это то, что российский чиновник не стесняется писать бред, не стесняется выглядеть непрофессионально и глупо.

Чиновники Россельхознадзора так и не удосужились написать, какие были обнаружены вредители в поставках из Марокко, Египта и Пакистана, почему меры коснулись именно цитрусовых из Марокко, Египта и Пакистана. Так и осталось тайной, какие  жуки секретные были обнаружены, а может, все гораздо страшнее и произошла мутация мандаринов из Марокко и риса из Индии где-то в районе Пакистана и идут сейчас в Россию поставки рисовых мандаринов или мандаринового риса.

Делать нечего, надо как-то жить импортерам дальше, пусть и при условии того, что стоимость контроля с усиленными мерами Россельхознадзора на один контейнер с цитрусовыми возросла до 2 тысяч долларов, тем более, что апельсин и мандарин - не картошка, без них российский потребитель может обойтись.

Изучили приказ Минсельхоза России №456 от 29 декабря 2010 года, - нет там ничего, что могло послужить причиной или основанием таких драконовских мер. Есть про средиземноморскую плодовую муху, есть про капрового жука, и это все, что касается цитрусовых, в разделах: вредители, возбудители заболеваний и сорные растения. Изучили Соглашение Таможенного союза о карантине растений, принятого решением №39 от 11 декабря 2009 года, Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденного Решением КТС от 18 июня 2010г №318. И тут нет ничего, что могло как-то связать зараженный рис из Индии с цитрусовыми из Марокко, Египта и Пакистана, а самое главное, выборочный контроль отдельных экспортеров. Есть подозрения, что капровый жук и средиземноморская плодовая муха мутировали до такого состояния, что сопровождают поставки только экспортеров с годовым объемом не менее 500 контейнеров. Или может, жук с мухой проникают в контейнеры экспортеров, название которых по четным числам начинается с громких гласных, а по нечетным дням с согласных?

Ни резкое похолодание в Северо-Западном регионе, ни сильные снегопады, - ничего не проясняло ситуацию. Вот так и жили импортеры в неизвестности, кто-то терпел, кто-то стал отказываться от контрактов, кто-то стал менять марокканских, пакистанских и египетских экспортеров на тех, кто не в "карательном списке", например, на турецких или аргентинских, в общем, каждый жил, как мог.
orange Ситуация по традиции прояснилась сама собой, как всегда неожиданно и, как всегда, с нежданной стороны. Решение пришло из Северо-Африканского Сельскохозяйственного Научно-Исследовательского Центра (САСНИЦ). Причем решение пришло вполне гуманном варианте, стоимостью 100 Евро за контейнер. И пробы, как оказалось, не берут и результата проб не ждут. Нужно-то всего-то за эти 100 Евро купить у САСНИЦ некий документ, такой вариант "охранной грамоты", который, и является пропуском для Россельхознадзора, что с данного контейнера мзда взята и его можно больше не кошмарить. Ни про жука, ни про муху нет ни слова, ни намека, ни даже рисунка.

Что же за организация такая САСНИЦ, что Россельхознадзор, так безапелляционно и радостно пропускает контейнера с меткой от этой организации и даже отбор проб не делает. В российских регистрационных органах такой организации не выявлено, от марокканцев пока нет ответа, но ни в интернете, ни в соответствующих базах данных эта организация не значится. Но если предположить, что САСНИЦ зарегистрирован в Марокко или в какой-другой североафриканской стране, то очень хочется увидеть соглашение о сотрудничестве САСНИЦ и Россельходнадзора, да и очень хочется понимать, на каких основаниях Россельхознадзор доверяет документам САСНИЦ, которые не имеют вообще никакой легитимности, и обещанием САСНИЦ, что в контейнерах с их охранной грамотой нет вредителей и болезней, которых так боится, и успешно с ними борется Россельхознадзор. А если САСНИЦ, придумал новую технологию борьбы с жуком и мухой, то почему применение этой технологии стоит 100 Евро и носит такой выборочный характер? Хотя вполне возможно, что специалисты САСНИЦ, применяя нетрадиционные методы, на ранних стадиях, еще до сбора урожая, договариваются с жуками и мухами избегать конкретные плоды и деревья.

ПРОВЭД направил повторный запрос в Россельхознадзор, Минсельхоз, в прокуратуру с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, которая носит явно выраженный криминально-коррупционный характер.

Какая Дорожная карта, какие рейтинги, какое совершенствование таможенного администрирования, да и тем более в московских высоких кабинетах, когда в морском порту Санкт-Петербурга получить долю или мзду с импортера и экспортера даже телеграфные столбы пытаются. Может быть, в огромном многообразии и активном  строительстве потемкинских деревень, стоит попробовать построить хотя бы один реальный хуторок, для бизнеса, для России...

Документы ведомств:

Ответ Россельхознадзора № 1

Ответ Россельхознадзора № 2

Документ Северо-Африканского Сельскохозяйственного Научно-Исследовательского Центра (САСНИЦ)

Руслан Кисс