Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Новости таможни и ВЭД

Версия для печати
24.03.2016

Всемирная паутина, буквально на глазах ставшая одним из мощнейших факторов развития, оказывает сильнейшее воздействие на сферу торговли. Она полностью заменила собой посылторг и все активнее вторгается в другие торговые сегменты. Не секрет, что сегодня часто ходят в магазин, чтобы пощупать понравившийся товар, который потом будет заказан через Интернет. Электронная торговля быстро развивается в США, Европе, странах Азии. Но в России предприниматели, работающие в этом секторе, постоянно наталкиваются на препятствия.

Всемирной паутиной при покупках пользуются 57% россиян в возрасте от 16 до 64 лет. В целом объем интернет-продаж в минувшем году составил 760 млрд рублей. Причем у этого вида торговли блестящие перспективы, ведь она составляет только 4% всего торгового оборота, тогда как в Великобритании этот показатель достигает 12%.

Россияне через Интернет покупают одежду, обувь, автозапчасти, парфюмерию и косметику, а также спортивные товары и товары для дома.

Рост объемов интернет-торговли благотворно отразился на национальном почтовом операторе. «Почта России» в минувшем году обеспечила доставку 51% торговых заказов. Если судить по поведению ведущих мировых компаний, занимающихся интернет-торговлей, наибольшую выгоду дает чрезграничная торговля. Именно на ней выросли такие гиганты, как Alibaba, eBAy, Amazon.

В России интернет-торговля тоже растет быстро, но в сфере чрезграничной торговли российские компании сильно уступают своим зарубежным коллегам. Главным образом из-за национального регулирования.

Если внутри страны доля электронной торговли составляет 4%, то в сфере международной интернет-торговли этот показатель составляет менее десятой доли процента. По мнению Артема Соколова, исполнительного директора Ассоциации компаний интернет-торговли, российское регулирование оказалось не готово к появлению и стремительному развитию международной интернет-торговли....

Одна из важнейших проблем, стоящих на пути развития международной интернет-торговли в России, является процедура подтверждения нулевой ставки НДС. Формально российские интернет-торговцы имеют возможность не брать НДС с проданных и отправленных в другие страны товаров, но существующая таможенная процедура не дает это делать. По словам А. Соколова, нужно собрать три документа с отметками таможенных органов о том, что товар был вывезен. Все это делается в бумажном режиме, документы подаются в конвертах, для осуществления процедуры необходимо письменное заявление.

Более того, для подтверждения нулевой ставки необходимо предоставить еще и внешнеэкономический контракт, который с физическим лицом при таком торговом формате никогда не заключается...

А. Соколов принимал участие в недавнем съезде ТПП РФ, на котором высказал ряд предложений. Прежде всего, уверен он, надо разобраться с возвратом НДС. Кроме того, можно было бы применить льготную ставку налога на прибыль пропорционально выручке от объема экспортированной продукции. При этом он обращает внимание, что процедура периодического таможенного декларирования, которая прописана в Таможенном кодексе, неприменима к экспорту в международных почтовых отправлениях. Ее следует оптимизировать, чтобы не подавать с каждой посылкой таможенную декларацию, данные об экспорте предоставлять позднее за определенный период и в электронном виде. Тогда, по его словам, «экспорт товаров у нас полетит».

Развитаяинтернет-торговля оказывает заметное воздействие на ситуацию на внутреннем рынке, и многие страны начали принимать меры защиты. Так, в Европе ограничили стоимость посылки 22 евро. Все, что свыше, - надо платить НДС и таможенные сборы. В Канаде такое ограничение эквивалентно 14 долларам.

Что касается России, то у нее порог равен 1000 евро. При этом внешние рынки полностью закрыты. «Очень хотелось бы в рамках тех международных соглашений, которые у нас есть со странами-партнерами, поднимать эти вопросы, обсуждать возможность облегчения экспортных процедур и снижения барьеров. Либо наоборот: гармонизировать наше законодательство в соответствии с мировой практикой», - заявил А. Соколов.

Газета «Торгово-промышленные ведомости»