Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Новости таможни и ВЭД

Версия для печати
08.10.2013

В центре внимания дискуссии оказались две "дорожные карты" - "Повышение доступности энергетической инфраструктуры" и "Совершенствование таможенного администрирования".

"Круглый стол" начался с опроса присутствующих предпринимателей "Верите ли вы в успех НПИ?" Высокую оценку дали лишь 27%, что свидетельствовало о пессимистическом настрое бизнеса по сравнению с декабрем, когда было зафиксировано 48%. Среднюю оценку дали 29%, в декабре было 37%. Низко оценили НПИ 19%, в декабре - 10%.

Помощник президента РФ Андрей Белоусов подчеркнул, что улучшение предпринимательского климата - общий тренд. Давление со стороны бизнеса на властные структуры, институты будет продолжаться. "Мы создаем новую структуру поддержки предпринимательской инициативы. Одним из генераторов станет Экономический совет при президенте РФ. Планируем в ноябре-декабре провести совет во главе с президентом РФ", - заявил он.

- Сейчас мы видим разноскоростную динамику по разным "дорожным картам",- дал оценку Белоусов. - Некоторые "дорожные карты" свалились в некое бюрократическое действие. В частности, это карта по строительству. Есть "дорожные карты", которые выполняются достаточно успешно, и, даже если там нет явного результата, это свидетельствует лишь о том, что время их еще не наступило - это карта по энергетике и, с некоторой долей осторожности, карта по таможенному администрированию. Оговорка про осторожность прежде всего связана с тем фактом, что ФГУП "РОСТЭК" так и не было отделено от ФТС, несмотря на прямое поручение президента".

Основной успех, по мнению Белоусова, связан с двумя обстоятельствами: в реализацию НПИ всерьез включились ведомства. Кроме того, включение регионов и столицы внесло свою лепту в дело улучшения инвестиционного климата.

Представитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по энергетической "дорожной карте" Александр Хуруджи отметил ее эффект: это трехлетняя рассрочка оплаты техприсоединения для потребителей (максимальная мощность свыше 15 кВт и до 150 кВт), уведомительный порядок допуска в эксплуатацию объектов для потребителей, исключение согласования с сетевой компанией схемы внешнего и внутреннего электроснабжения (мощность до 150 кВт), исключение согласования технических условий с системным оператором, уменьшение сроков получения ТУ и договора на техприсоединение, сокращение сроков получения договора по индивидуальному проекту.

Однако, по данным директора Фонда энергетического развития Сергея Пикиа, предприниматели плохо об этом информированы. Опрос, проведенный фондом в августе и сентябре этого года, показал: о том, что в конце прошлого года введен уведомительный порядок при техприсоединении к электросетям, в Москве информировано лишь 29% предпринимателей, а в регионах - 38%. Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко вынужден был признать, что министерство не активно доводит информацию о новых правилах до потребителей, и заверил присутствующих, что сделает все, чтобы исправить ситуацию.

26 сентября правительством РФ были утверждены изменения в "дорожную карту" "Совершенствование таможенного администрирования". Руководитель рабочей группы АСИ, вице-президент "Деловой России" Виталий Сурвилло подчеркнул, что большая часть мероприятий по этой карте намечено на 2014 год. Из 21 мероприятия, которые были намечены на 2013 год, 13 выполнено, 6 - не выполнено, 2 - в процессе. Предварительное информирование, которое было введено год назад, к сожалению, не получило полной поддержки бизнес-сообщества. Некоторые предприниматели считают, что ни к чему особенному это не привело. Хотя без предварительного информирования, заметил Сурвилло, прохождение любых таможенных процедур как на пунктах пропуска, так и в таможнях назначения будет бессмысленно. Также он сообщил, что ФТС России разрабатывает сейчас систему автоматического мониторинга времени прохождения всех таможенных процедур. Как будет проходить мониторинг, станет яснее к декабрю.

Бизнес по-разному оценивает эффективность НПИ. Исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний Дмитрий Шевченко полагает, что по статистическому методу оценки доля исполненных мероприятий в картах превышает 60%. Бюрократический метод, определяющий количество и качество новых законодательных и нормативных актов, принятых во исполнение дорожных карт, показывает, что ситуация, мягко говоря, не идеальна. Социологический метод (на базе опросов предпринимателей) фиксирует, что главным достижением является установление нормального диалога предпринимателей с госорганами.

"К примеру, в "дорожной карте" по поддержке экспорта камнем преткновения стали изменения в валютном законодательстве, - говорит он. - Ранее согласованные госорганами сроки ими же и срываются, рабочая группа была вынуждена самостоятельно подготовить проект соответствующего закона, но АСИ не обладает правом законодательной инициативы, и круг замыкается. Это неприятная ситуация, когда бизнес не может потребовать от ведомства исполнения взятых им обязательств, а инициативы упираются в бюрократические процедуры".

"Сейчас мы видим два возможных выхода из ситуации: внесение в принятые в 2012 году "дорожные карты" изменений, то есть более четких и императивных формулировок по ключевым неисполненным мероприятиям, либо расширение полномочий АСИ до возможности не только мониторинга, но и влияния на весь цикл реализации инициатив бизнеса - от идеи до ее реализации в виде законов и нормативных документов", - сообщил "РБГ" Дмитрий Шевченко.

Другие предприниматели в НПИ видят новый инструмент реформирования отрасли через взаимодействие бизнеса и власти. "Дорожная карта" "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" уже сейчас вносит огромные изменения в инвестиционно-строительную деятельность, - рассказал "РБГ" гендиректор ГК СУ-33, член "Клуба лидеров" Дмитрий Волков. - Это совершенствование системы территориального планирования, замкнутый федеральный перечень процедур и нормативов, альтернативное развитие негосударственных институтов строительного надзора и экспертизы, формирование рынка эксплуатации построенных объектов, гармонизация отечественных и зарубежных строительных стандартов. Появилось понимание, что "дорожную карту" можно, а иногда и нужно корректировать, и нам предстоит большой, трудный и крайне интересный этап мониторинга предстоящих изменений. Крайне важно, у нас начало получаться выстраивать совместную работу бизнеса и власти ради улучшения делового климата, а значит, усиления страны".

По мнению Волкова, нужно более последовательно выстраивать взаимодействие федеральных (АСИ) и региональных групп, более четко организовать перекрестное присутствие членов этих групп для региональной гармонизации реформы, шире привлекать членов бизнес-объединений, в том числе отраслевых и представителей СРО.

Власти смотрят на НПИ с оптимизмом. "Мы серьезно продвинулись в НПИ в этом году. По плану эффект от "дорожных карт" должен наступить в 2015 году. Возможно, он будет позже, но это неважно. Главное, что благодаря дорожным картам, мы мотивированы на изменения", - заявил замминистра экономического развития Сергей Беляков.

Эффект Конференции удалось измерить сразу. Во время повторного голосования по вопросу, заданному вначале, "верите ли вы в НПИ?", количество скептиков в зале заметно сократилось (см. диаграмму).



Источник: RG.RU Российская газета