24.02.2018

Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Новости ЕАЭС

Версия для печати
01.08.2016

По результатам совместной работы Евразийской экономической комиссии, Федеральной антимонопольной службы России, Компании Caterpillar и ее дилеров были внесены изменения в основные международные соглашения данных компаний, регулирующие вопросы дистрибуции на территории ЕАЭС.

29 июля в Евразийской экономической комиссии прошло заседание Подкомитета по конкуренции и антимонопольному регулированию Консультативного комитета по конкуренции и антимонопольному регулированию и государственным (муниципальным) закупкам Евразийской экономической комиссии под председательством члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова.

Евразийской экономической комиссии переданы полномочия по осуществлению контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. (Решение Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств от 24.12.2013 г. №58 с 22 мая 2015 г.)

В рамках этих полномочий Комиссия проводит анализ трансграничного рынка техники, применяемой в горнорудной промышленности. В результате установлено, что основными потребителями указанной техники на территории Евразийского экономического союза являются крупные добывающие, строительные и другие промышленные предприятия России и Казахстана. На данном рынке присутствует множество компаний-производителей (Komatsu, JSB, Белаз и др.), в том числе Компания Caterpillar - одна из ведущих мировых корпораций по производству крупнейшей спецтехники в мире со штаб-квартирой в США.

Проведенный анализ показал, что в некоторых случаях могут создаваться неравные условия доступа хозяйствующим субъектам к продукции в разных государствах Союза. Например, российский дилер отказывал хозяйствующему субъекту Республики Казахстан в продаже продукции, при том, что стоимость продукции Компании Caterpillar у официального дилера в Республике Казахстан была выше, чем у официального дилера в Российской Федерации. Так, например, цена двигателя модели C-27 10R7244 (REMAN) Caterpillar у официального дилера в Республике Казахстан составляла 189 тыс. долларов США, в Российской Федерации 134 тыс. долларов США, то есть разница составляла 41 %.

По результатам совместной работы Комиссии, Федеральной антимонопольной службы России, Компании Caterpillar и ее дилеров были внесены изменения в основные международные соглашения данных компаний, регулирующие вопросы дистрибуции на территории ЕАЭС, а также изменены письма-сертификаты о подведомственной территории дилеров (ООО «Восточная техника», «Цеппелин Русланд», ООО «Мантрак Восток», ТОО «Борусан Макина Казахстан»).

«В рамках переданных Комиссии полномочий по контролю за соблюдением правил конкуренции, впервые крупная компания из числа мировых лидеров по результатам консультаций с Евразийской экономической комиссией изменила свою договорную практику на территории ЕАЭС, приведя ее в соответствие с договорной практикой, применяемой в Европейском союзе. Это должно послужить сигналом для других участников рынка о необходимости изменения правил игры для своих дилеров в сторону развития конкуренции и недопустимости нарушения общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС», - подытожил результаты проведенной работы Министр ЕЭК Нурлан Алдабергенов.

Из указанных соглашений исключена фиксированная сумма выплаты одного дилера Компании Caterpillar другому дилеру в размере 5% от цены техники и дополнительных деталей при продаже вне подведомственной территории и предусмотрена возможность урегулирования данных выплат в рамках переговоров между дилерами (по аналогии с Европейским союзом и Европейской ассоциацией свободной торговли). Кроме того, изменена форма удостоверения о назначении дилером (согласия о назначении дилером), в частности, указано, что дилер не наделяется эксклюзивными правами по участию в тендерах, осуществлению продаж и обслуживанию продукции в пределах своей территории обслуживания. Внесенные изменения в международные соглашения и формы писем-сертификатов введены в действие с 21 июля 2016 года.

Таким образом, дилерами Компании Caterpillar S.A.R.L. полностью прекращена практика отказа от заключения договоров по реализации техники и запасных частей производства Компании Caterpillar на территории ЕАЭС, с хозяйствующими субъектами, действующими вне подведомственной (сервисной) территории дилера. Это значит, что покупатель из любой страны ЕАЭС может купить необходимую ему технику и получить соответствующее техническое обслуживание у любого из дилеров. Это полностью соответствует практике работы дилерских сетей в Европейском союзе и даст казахстанским горно-металлургическим компаниям возможность с выгодой приобретать оборудование и запасные части Caterpillar у поставщиков в России, что в итоге должно снизить цены на аналогичные товары и обслуживание в Казахстане.

Компания Катерпиллар и ее дилеры на территории ЕАЭС сделали совместное заявление о приверженности к обеспечению равной и справедливой конкуренции на территории Евразийского экономического союза между всеми участниками рынка, в том числе дилерами Компании Caterpillar.

Текст заявления будет размещен на официальных сайтах ООО «Катерпиллар Евразия» и дилеров ООО «Мантрак Восток», ООО «Цеппелин Русланд», ООО «Восточная техника», ТОО «Борусан Макина Казахстан».

Одновременно Комиссия планирует продолжить работу по анализу деятельности Компании Caterpillar и других крупных поставщиков техники для горнорудной промышленности на предмет соответствия их деятельности общим правилам конкуренции. Особую значимость также имеет работа по изучению и внедрению справедливых правил конкуренции на фармацевтическом рынке, рынках реализации новых автомобилей и социально значимых товаров.

Ранее Комиссией достигнуты значительные результаты в работе по снижению стоимости роуминга на территории ЕАЭС.

Рынок роуминга отнесен Комиссией к социально значимому, так как этой услугой пользуются более 20 миллионов граждан ЕАЭС, проживающих на приграничных территориях. Результаты анализа, выполненного Комиссией с привлечением экспертов, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство абонентов ЕАЭС оценивает стоимость услуг связи в роуминге как высокую, что существенно влияет на благосостояние каждого гражданина.

Анализ цен на услуги мобильных операторов в период с 2013 по 2015 годы показал, что тарифы на исходящие звонки в роуминге в странах Союза до 40 раз превышали тарифы на внутренние звонки и до 5 раз превышали максимальный тариф в странах Европейского союза.

Учитывая особую значимость доступности услуг сотовой связи, Комиссией совместно с антимонопольными органами и операторами мобильной связи государств - членов ЕАЭС была проведена работа по снижению стоимости услуг в роуминге. Как результат, в 2015 - 2016 годах операторы связи государств ЕАЭС снизили тарифы на свои услуги в роуминге, к примеру, группа компаний VimpelCom Ltd. (ЗАО «АрменТел» (Республика Армения), ТОО «Кар-Тел» (Республика Казахстан), ООО «Sky Mobile» (Кыргызская Республика), ПАО «ВымпелКом» (Российская Федерация) снизили тарифы на голосовые услуги связи в роуминге на территории Союза в среднем в 10 раз. В настоящее время также наблюдается снижение тарифов на услуги мобильного Интернета в роуминге, например:

- ООО «ЮКОМ» (Республика Армения) до 34 раз, с 1190 руб./ 1 Mb до 35 руб./ 1 Mb;

- ПАО «МегаФон» (Российская Федерация) до 28 раз, с 113 руб./ 1 Mb до 4 руб./ 1 Mb;

- ПАО «ВымпелКом» (Российская Федерация) до 14 раз, с 70 руб./ 1 Mb до 5 руб./ 1 Mb;

- ЗАО «К-Телеком» (Республика Армения) до 11 раз, с 900 руб./ 1 Mb до 83 руб./1 Mb;

- ТОО «Кар-Тел» (Республика Казахстан) до 10 раз, с 52 руб./ 1 Mb до 5 руб./ 1 Mb.

Снижение стоимости услуг сотовой связи в роуминге сопровождается увеличением деловой и туристической активности населения внутри Союза. По экспертным оценкам, при снижении тарифа следует ожидать экономию средств потребителей, рост объема потребления услуг операторов сотовой связи и, как следствие, увеличение доходов операторов.

В настоящее время Комиссия продолжает работу по созданию условий для дальнейшего снижения роуминговых тарифов, конечная цель - обнуление международного роуминга в странах ЕАЭС.

Кроме того, Комиссия провела работу по снижению цен на сырье для производства минеральных удобрений в ЕАЭС.

В 2015 году ОАО «Гомельский химический завод» поднята проблема поставок апатитового концентрата на трансграничном товарном рынке Российской Федерации и Республики Беларусь. ОАО «Гомельский химический завод» обратился в Евразийскую экономическую комиссию, как наднациональному регулирующему органу, которому в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года переданы полномочия по осуществлению контроля за общими правилами конкуренции на трансграничных товарных рынках Евразийского экономического союза.

В рамках работы по оценке состояния конкуренции, сложившейся на трансграничном рынке фосфатного сырья двух стран, эксперты ЕЭК проанализировали цены на апатитовый концентрат 2012-2014 гг. и выявили разные подходы в ценовой политике на внутреннем и внешнем рынках. Так, в период 2012-2014 гг. белорусский потребитель покупал апатитовый концентрат у российских производителей в среднем по цене 256-179 долларов США за тонну, а российские потребители получали апатитовый концентрат от российских производителей в среднем по цене 143 доллара США за тонну.

Учитывая, что проблема носила системный характер, для ее решения Евразийской экономической комиссией в рамках исполнения своих полномочий, в том числе в части адвокатирования конкуренции на трансграничных товарных рынках ЕАЭС, принято решение о создании рабочей группы из представителей ЕЭК и антимонопольных органов государств ЕАЭС с участием представителей бизнес-сообщества.

В результате проведенной работы уже в 2015 году отпускная цена апатитового концентрата для белорусских потребителей уравнялась с отпускной ценой для российских потребителей.

В настоящее время в целях развития конкуренции и предупреждения нарушений общих правил конкуренции на трансграничном рынке фосфатного сырья разрабатываются рекомендации Коллегии Комиссии, направленные на обеспечение равного доступа и соблюдения справедливой ценовой политики для всех участников рынка апатитового концентрата Евразийского экономического союза.

Официальный сайт ЕЭК