Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Экономические новости

Версия для печати
27.02.2015

Тарифные преференции, предоставленные китайским товарам, выросли в 2013 г. на 22%. Такой вывод сделала коллегия Счетной палаты под председательством Голиковой Татьяны Алексеевны, рассмотрев отчет о проверке полноты уплаты таможенных платежей, соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, организации таможенного контроля в отношении товаров, происходящих с территории Китая, в целях обеспечения доходов федерального бюджета в 2013-2014 гг. 

Как отметил аудитор Сергей Штогрин, за 2013 г. было оформлено 4,8 млн наименований китайских товаров общей стоимостью $54,8 млрд. За 9 месяцев 2014 г. - 3,4 млн. наименований товаров стоимостью $39,3 млрд. Таможенные платежи за данные товары в 2013 г. составили 439,7 млрд. руб., а за январь-сентябрь 2014 г. - 328 млрд. руб. 

В 2013 г. значительно вырос уровень тарифных преференций, предоставленных в отношении товаров, ввозимых из Китая. Он увеличился более чем на 22% и составил 1,5 млрд. руб., за январь-август 2014 г. - 1,1 млрд. руб. 

Кроме того, отмечается, что в деятельности таможенных органов выявлены системные проблемы, позволившие ряду предпринимателей избежать мер по минимизации рисков, в том числе - досмотров товаров. Так, в отношении поданных на таможенный пост Лесной порт Балтийской таможни двух деклараций (7 августа 2014 г.) на плиты миниральноволокнистые потолочные на общую сумму 491 тыс. руб. сработали целевые профили риска, предусматривающие проведение таможенного осмотра. В адрес декларанта были направлены соответствующие уведомления и требования о предъявлении товаров к досмотру. Вскоре на Янинский таможенный пост этой же таможни были поданы новые декларации в отношении того же товара. Они прошли таможенное оформление, и товары были выпущены без проведения досмотров. 

В ведомстве рассказали, что выявлены недостатки программного обеспечения, из-за которых некоторые предприниматели также смогли избежать установленных мер по минимизации рисков. Так, КПС "АИСТ-М" не осуществляет поиск и блокировку двух и более идентичных таможенных деклараций, поданных на одни и те же товары. В частности, на Уссурийской таможне после выявления профилей рисков в отношении товаров (части обуви), задекларированных в рамках предварительного декларирования на общую сумму 5 млн. руб., предпринимателями были отозваны документы. 

В качестве причины было указано их отсутствие на складе временного хранения и не осуществление поставок. Как показала проверка, в этот же день были поданы идентичные декларации, без применения операций предварительного декларирования. При этом в ходе таможенного оформления профили рисков, предусматривающие проведение таможенного досмотра, не были выявлены, и товар попал на территорию Российской Федерации. 

Действующая система управления рисками не в полной мере выявляет сделки с использованием фирм-"однодневок". В частности, это сказывается на соблюдении валютного законодательства. Так, все организации в регионе деятельности Сибирского таможенного управления, не исполнившие обязательства по возврату в Россию денежныхсредств в иностранной валюте, имели признаки фирм-"однодневок". 

В 2013 г. по результатам валютного контроля ФТС России, выявлено, что по договорам с нерезидентами КНР не поступило оплаченных товаров на сумму 5 млрд. руб., а в январе- сентябре 2014 г. на 23,7 млрд. руб. Штогрин особо отметил возможность "перетекания" декларирования китайских товаров из России в Казахстан, так как по ряду позиций объемы ввоза одновременно выросли в Республике Казахстан и снизились в Российской Федерации. 

При этом в Казахстане значительно расширяются пункты пропуска на границе с КНР, увеличивается их пропускная способность. В то же время российские пункты пропуска развиваются недостаточно и, по мнению аудитора, не соответствуют современным требованиям таможенного оформления и контроля.

ИИ «Экономическая безопасность»