12.12.2017

Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Форумы, конференции

Версия для печати
21.06.2012

14-15 июня 2012 года во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 прошла Международная конференция по вопросам применения перспективных информационных технологий в таможенном деле. Мероприятие проводиллось Федеральной таможенной службой России на базе Дальневосточного таможенного управления.

12-06-12_konf   В международной конференции принняли участие представители таможенных служб стран-участниц АТЭС, а также деловых и научных кругов.

Первая секция «Таможенное администрирование уполномоченных экономических операторов» открылась докладом «Программа уполномоченных экономических операторов в Тайване» представителя таможенной службы Тайваня.

Во второй, самой обширной, секции «Электронное декларирование и предварительное информирование» были обсуждены проблемы развития морских портов России и их интеграция в международные транспортные коридоры; инициатива связанности цепочек поставок в АТЭС (ответственность форумов и распределение обязанностей); актуальные аспекты таможенного регулирования в Таможенном союзе на современном этапе; роль информационных технологий, используемых в работе таможенных органов Российской Федерации, для решения задач в области обеспечения торговых ограничений и валютного контроля при электронном декларировании; состояние и перспективы информационных таможенных технологий; развитие перспективных таможенных технологий на Дальнем Востоке России, а также вопросы технической реализации и перспектив развития предварительного информирования; обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом и некоторые другие.

В третьей секции «Анализ и управление рисками в таможенном деле» рассказывалось об актуальных вопросах применения и перспективах развития системы управления рисками при организации таможенного контроля в Российской Федерации.

В четвертой секции «Применение технических средств таможенного контроля» рассматривались вопросы внедрения интегрированной системы радиационного контроля на границе, системы радиочастотной идентификации, применение технических средств таможенного контроля в таможенных органах Дальневосточного региона, а также актуальные проблемы и перспективы подготовки специалистов в области информационных таможенных технологий.

О внедрении перспективных таможенных технологий

в Дальневосточном таможенном управлении

Развитие перспективных таможенных технологий является одним из основных направлений реализации современной таможенной политики, которое позволяет создавать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности, обеспечивать ускорение и упрощение таможенных процедур.

Электронное декларирование через Интернет, основополагающая информационная технология, активно развивается в Дальневосточном регионе. Сегодня более 95% деклараций на товары подается и выпускается в электронном виде, интернет-декларирование применяют 86% участников внешнеэкономической деятельности.

Развитие интернет-декларирования создало предпосылки для развития иных информационных таможенных технологий, востребованных бизнес-сообществом.

Технология удаленного выпуска. Суть технологии - в разграничении полномочий таможенных органов, в которые подается электронная декларация, и таможенных органов, где фактически размещается товар на складах временного хранения, в том числе расположенных на приграничных таможенно-логистических терминалах. Участник внешнеэкономической деятельности получил возможность подать декларацию по Интернет в любой выбранный им таможенный пост из установленного перечня. После чего таможенные органы сами проводят сверку информации о товарах и другие таможенные операции, включая выпуск товаров, а физическое присутствие декларанта в таможенных органах сводится к минимуму.

Центры электронного декларирования (ЦЭД). Учитывая положительные результаты внедрения таможенными органами информационных технологий и растущую заинтересованность деловых кругов, для целей развития и совершенствования технологии удаленного выпуска и других таможенных технологий в конце 2010 года Федеральной таможенной службой России созданы первые центры электронного декларирования, в число которых вошли 2 дальневосточных - Владивостокский и Приамурский ЦЭД. Центры электронного декларирования - таможенные органы, в которых сконцентрированы возможности для максимально быстрой проверки деклараций, подаваемых исключительно в электронном виде по технологии удаленного выпуска.

Технология предварительного информирования реализуется через созданный Федеральной таможенной службой России портал «Электронное представление сведений», который дает возможность участнику внешнеэкономической деятельности бесплатно подавать предварительную информацию.

Сейчас в таможенных органах Дальнего Востока более 98% товаров, ввозимых автомобильным транспортом, оформляются с использованием предварительных уведомлений. Таким образом, дальневосточные таможни подготовлены к введению с 17 июня 2012 года обязательного требования предоставлять предварительную информацию в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899.

В настоящее время в регионе деятельности ДВТУ с использованием предварительной информации формируется 87% сообщений о прибытии товарных партий, ввозимых железнодорожным транспортом. Идет работа и по развитию предварительного информирования на морском транспорте. С июня 2011 года в морском порту Восточный (одном из крупнейших портов Дальнего Востока России), проводился эксперимент по предварительному информированию с использованием портала «Fill-bill». Результаты эксперимента показали заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности и необходимость дальнейшего развития предварительного информирования при перевозках морским транспортом.

Предварительное информирование о ввозимых товарах становится обязательным.

С 17 июня 2012 года на территории Таможенного союза предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным видом транспорта, становится обязательным требованием.

Предварительное информирование - это одна из информационных таможенных технологий, направленная на оптимизацию выполнения таможенных операций, связанных с регистрацией прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза и получением разрешения на таможенный транзит участниками ВЭД.

Предварительная информация представляется отправителями, получателями, перевозчиками, таможенными представителями или другими заинтересованными лицами вне зависимости от того, где находятся эти лица: в России или в другом государстве.

У дальневосточных участников внешнеэкономической деятельности возможность работать с предварительной информацией появилась чуть больше года назад, однако, они уже успели оценить все преимущества технологии, значительно сокращающей время нахождения груза в местах прибытия. На сегодняшний день более 98% товарных партий, ввозимых автомобильным транспортом через дальневосточные пункты пропуска из КНР, сопровождаются предварительной информацией, заблаговременно подготовленной заинтересованными лицами.

Одним из способов представления предварительной информации является Портал электронного представления сведений ФТС России, который является бесплатным и наиболее доступным способом представления предварительной информации.

В условиях обязательности представления предварительная информация должна быть направлена не менее чем за два часа до ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Непредставление предварительной информации не будет освобождать заинтересованное лицо от обязанности представить информацию о товарах в аналогичном объёме в электронном виде уже после прибытия товаров. В этом случае время прохождения грузов и транспорта через границу увеличится на время представления данной информации. Те же последствия ожидаются и при утере представителем перевозчика информации о 32-значном буквенно-цифровом коде предварительной информации.

Предварительная информация может не представляться только в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования; товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений.

Организация образована в 1989 году. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В странах-членах проживает около 40% мирового населения, на них приходится приблизительно 54% валового внутреннего продукта и 44% мировой торговли.

В настоящее время в АТЭС 21 член, среди них - большинство стран с береговой линией у Тихого океана. Одна из немногих международных организаций, к которым Тайвань присоединился с полным одобрением Китая. В результате в АТЭС принят термин участвующие экономики, а не страны-участники.

Участвующие экономики: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Китай), Индонезия, Канада, Китайская Народная Республика, Китайский Тайбэй, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили, Япония.

В 1998 году одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов - России, Вьетнама и Перу - введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.

Россия в АТЭС

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

С 1 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС пройдет в России. Встреча пройдет во Владивостоке на острове Русском. Планируется превратить остров Русский в крупную туристско-рекреационную зону.

В настоящий момент во Владивостоке осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные - это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский.